24.02.2022
Мастер-класс
на
тему:
«Использование ИКТ в ДОУ как средства повышения
качества образования»
1
слайд
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы
украдём у наших детей завтра» говорил
американский философ и педагог Джон Дьюи.
2 слайд
Здравствуйте, коллеги. Использование информационно-коммуникационных
технологий– ИКТ- является одним из приоритетов образования. Предлагаю вашему
вниманию презентацию на тему «Использование ИКТ в ДОУ как средство повышения
качества образования»
Цель мастер – класса - повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов по
использованию интерактивного
оборудования в образовательной деятельности ДОО с целью повышения качества
образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
1.
Повышение профессионального мастерства педагогов.
2.
Обеспечение взаимодействия между педагогами таким
образом, чтобы в процессе
взаимодействия полученная информация превращалась в их личное знание.
Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного
роста информационного потока, развития новых информационных технологий.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности
современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование
– логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в
целом.
3 слайд,4 слайд
Что же такое ИКТ? Хотя аббревиатурой
ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные значения, в зависимости от
ситуации. В контексте образования это понятие обычно подразумевает средства ИКТ
и методы их использования для поддержки
процессов обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности.
5 слайд
Области применения ИКТ педагогами ДОУ
1.
Ведение документации.
2. Методическая работа, повышение
квалификации педагога.
3.
Работа с родителями.
4.
Воспитательно – образовательный процесс.
1.Ведение
документации. Календарные планы. Перспективные планы. Портфолио.. На собственном опыте убедилась, что ведение документации в
электронном формате значительно сокращает время, даёт возможность оперативно
вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Важным
аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации: оформление документации, подготовка портфолио.Конечно,
это можно делать и без использования компьютерной техники, но
качество оформления и временные затраты несопоставимы, а современные требования
в образовании диктуют свои правила.Например, мы с моими коллегами прошли курсы
переподготовки дистанционно, в короткий срок, без отрыва от работы, от
образовательного процесса.
2. Методическая работа, включая
повышение квалификации педагога и самообразование . Дистанционные
курсы позволяют выбрать, интересующее педагога направление и обучаться без
отрыва от основной образовательной деятельности. Важным аспектом работы
педагога является участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах,
викторинах, олимпиадах.Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно. А
дистанционное участие доступно всем.Например, мы с моими коллегами прошли курсы
переподготовки дистанционно, в короткий срок, без отрыва от работы, от
образовательного процесса. Также целесообразно участие воспитанников в
различного рода онлайн- конкурсах, олимпиадах, можно выставлять работы, поделки
дошкольников, а по окончании конкурса получить грамоту, тем самым пополнить
портфолио воспитателя, ребенка.
3.Взаимодействие с родителями. Для родителей создаются сайты
детских садов (Инстаграмм, Телеграмм канал, Ютуб канал, Фейсбук), где они могут
ознакомиться с новой информацией учреждения, фотографиями и другими новостями.
Это особенно актуально сейчас, когда родители не допускаются для посещения
утренников и других мероприятий в связи
с пандемией.Также наши воспитатели проводят
онлайн- косультации с родителями через ВатсапМесенджер. Можно
провести консультации и через программу для видеоконференций ZOOM, что
позволит, намного увеличитьколичество родителей ,учавствующих в консультации.Мы с вами создаем чаты групп в
Соцсетях, для быстрого обмена информацией с родителями и т.д.
4.Воспитательно-образовательный процесс. Информационные технологии значительно
расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей
дошкольного возраста. Возможности использования современного компьютера
позволят наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка
6 слайд
Преимущества использованияИКТ в образовательном
процессе:
• позволяют увеличить на
занятии количество иллюстративного материала;
• использование
мультимедийных презентаций;
•
одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация,
(например, воспроизведение звуков животных; звуков природы, работу транспорта и
т. д.);
• возможен
показ динамических процессов (физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
гимнастика для глаз);
Развивающие игры с
использованием ИКТ - основаны на
вовлечении детей в интерактивную деятельность в процессе решения различных
игровых заданий. Например, я со своими детьми провожу игру «Угадай голос
животного», с целью развития у воспитанников мышления, слуховой и зрительной
памяти.
7- 13 слайд
- Игра «Угадай голос животного»
Игру можно
облегчить для детей младшего возраста
взять домашних животных (собака, кошка, корова), а для детей по старше
усложнить (животных Арктики, либо экзотических стран)
14 – 27 слайд-Игра
«Угадай звук транспорта»
Игра проводиться с целью расширения знаний дошкольника о видах
транспорта, развития акустического восприятия.
Правила и нормы СанПин
при использовании информационно – коммуникативных
технологий.
По
требованиям СанПин занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5лет –
10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при
необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой
деятельности и физминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика
для глаз.
Конечно, обязательно проветривание помещения
до и после занятия.
Занятия
с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в
неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет размер
экрана 28 дюймов или от 69 см (для всей группы).
28 слайд
В своей работе педагог может
использоватьследующие средства
информационно-коммуникативных технологий:
Компьютер
Мультимедийный
проектор
Принтер,
сканер
Телевизор
Музыкальный
центр
Флэш-карты
29 слайд
Полезные сайты
https://nsportal.ru- «Нспортал» образовательная
социальная сеть для педагогов,
http://dohcolonoc.ru - «Дошколенок», сайт для воспитателей
детских садов,
http://pochemu4ka.ru
– «Почемучка», сайт для детей и их родителей,
http://doshvozrast.ru
- «Дошкольный возраст», сайт для детского сада.
https://infourok.ru/- «Инфоурок»- Ведущий
образовательный портал России
Внедрение информационных
технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
Использование в играх, танцах: движения, звук, мультипликация надолго
привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому
материалу. Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала,
развитию памяти, воображения, творчества детей. Использование в ООД (например,
по познавательному развитию – окружающий мир): слайд-шоу и видеофрагментов, позволяет
показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения:
например, прорастание зёрнышка, вращение планет вокруг Солнца, северное сияние
и др.
30 слайд
Как из маленького зёрнышка под
воздействием воды, света и температуры получается большой колос пшеницы. Этот
процесс кажется очень простым, а с другой стороны он удивительно сложный. После
прорастания семени на поверхность земли, начинают появляться боковые ростки,
затем растут стебли , увеличивается поверхность листов. Интенсивный рост стебля
приведёт к цветению. Это наиболее благоприятный период для обработки посевов
фунгицидами. После цветения у растения почти прекращается рост стебля и корней,
зёрна крепнут и готовы к уборке.
31
слайд
Северное сияние. Вероятность
возникновения сияния возможно только в определённых частях земного шара.
Северное сияние возникает только на Северном и Южном полюсах. Солнце –огромный
огненный шар, в котором размещены атомы гелия и водорода, когда солнечный ветер
достигает магнитного поля земли, получается красивое явление. Заряженные
частицы от солнца сливаются с атмосферой земли и цветные лучи моментально
покрывают небо и создают своеобразную занавес, который развивается на ветру и
переливается множеством прекрасных оттенков.
32 слайд
Вращение планет вокруг солнца, вращение земли вокруг солнца, вращение
луны вокруг земли, движение небесных тел.
33 слайд
При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном
образовании возникают и следующие проблемы:
1. Материальная база ДОУ. Для
организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК,
проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на
сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.
2. Защита здоровья ребенка. Признавая,
что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить
заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует
тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в
соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. По требованиям санитарных правил,
занятия с использованием компьютера предполагают для детей
5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут.
Для поддержания оптимального
микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения
химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и
после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими
дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог
должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
3. Недостаточная ИКТ –
компетентность педагога. Педагог должен в совершенстве знать
содержание всех компьютерных программ, специфику технических правил
действия с каждой из них, разбираться в технических характеристиках
оборудования, уметь
работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети
Internet. Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии
станут большим помощником.
34слайд
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не
решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим
средством обучения. Использование информационных технологий в образовании дает
возможность существенно обогатить, качественно обновить
воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
35слайд
Благодарю за внимание и хочу пожелать, чтобы компьютер
для вас стал лучшим помощником при работе с детьми и родителями.
36слайд